tarzanissimo (tarzanissimo) wrote,
tarzanissimo
tarzanissimo

Categories:

Париж 18 (фотографии mbla)

Лувр (Le Louvre)



В 53 году до Р.Х. на месте Лувра был второй (после Сите) римский укреплённый лагерь, в котором, как свидетельствует Юлий Цезарь (см. «Комментарии к Галльской войне»), стояли четыре легиона под командованием Лабениуса, разбившего при Алезии галлов и взявшего в плен их вождя Верцингеторикса.

_______

В 885 году тут разбили свой лагерь норманны (нападавшие трижды на Францию при последних Каролингах). Они поднялись по Сене на 800 барках под командой Зигфрида и попросили позволения проплыть мимо города вверх по реке. За это Зигфрид пообещал Парижа не трогать. Граф Парижский Эуд отказал им. Норманны попытались взять Париж приступом, но не смогли. Сам граф Эуд, так же как архиепископ и ещё десятка полтора парижан, погибли в этом сражении, но Зигфрид был вынужден протащить все свои 800 кораблей волоком по правому берегу. Только километра на четыре выше острова Ситэ норманны спустили корабли на воду, чтобы плыть дальше, оставив дерзкий город у себя в тылу.

В то время на площади (теперешняя улица Лувра) уже сто лет как стояла церковь Сен-Жермен-д’Оксеруа, которую Зигфрид использовал как временную крепость. Простояв месяц под стеной Парижа, Зигфрид вынужден был уйти. Флот его поплыл в Бургундию, к верховьям Сены.

______

Перед отправлением в Третий Крестовый поход король Филипп-Август приказал оградить Париж стеной (1190-1202 г.г.) В том месте, где эта городская стена упиралась в Сену, была построена на правом берегу тридцатидвухметровая башня, окружённая квадратом стен со стороной около 77 метров и рвом, заполненным водой из реки. Этот донжон и был первоначальным Лувром. Название места существовало задолго до того времени и, по-видимому, означало на франкском языке «укрепление» (lower).

При Карле V крепость, оказавшаяся уже внутри новых городских стен, стала королевской резиденцией. Перебравшись сюда из старого дворца, называемого ныне Консьержери, король приказал построить специальное помещение для библиотеки.

Отец Карла V, Жан Добрый, имел всего 10 книг, причём одной из них была непременная Библия, а библиотека Карла состояла из 800 томов, что доказывает дворцовый каталог 1373 г.

Во время английской оккупации Парижа в годы той самой Столетней войны, которая прославила и погубила Жанну д»Арк, герцог Бедфорд купил эту библиотеку. Купил, хотя по праву победителя мог вполне увезти просто так, как позднее с времени Наполеона и до наших дней поступали все оккупанты. Но во времена, когда на дорогах грабили всё и всех, за библиотеку всё же считалось приличным заплатить – и герцог уплатил королю, изгнанному из дворца, 1200 франков – сумма немалая во времена, когда за один франк можно было купить пару быков.

В XV веке Лувр был оставлен: короли жили в замках на Луаре.

А в 30-х годах XVI столетия, в царствование Франциска I, переселившегося из Шамбора на Луаре снова в Париж, донжон Лувра был срыт.

Основание донжона с угловыми полубашнями можно увидеть в подвальном этаже нынешнего луврского музея. Этот раскоп открыли для обозрения в начале 80-х г.г.

В 1546 году Франциск I поручил архитектору Пьеру Леско строительство королевского дворца.

Итак, во времена Рабле средневековый замок Лувр уступил место ренессансному дворцу. И несмотря на множество более поздних достроек и переделок, кое-где до сих пор можно увидеть в архитектурных орнаментах знак Франциска I – саламандру. Леско успел построить восточную, северную и южную части дворца с воротами и портиками, таким образом он сформировал почти полностью весь знаменитый Квадратный Двор и построил внутри Лувра центральную лестницу.



После смерти Франциска I, в 1549 году, Генрих II приказал архитектору изменить первоначальный проект, перенести лестницу в северное крыло. На этой перенесённой лестнице сейчас стоит Ника Самофракийская. Заодно Леско увеличил площадь Квадратного Двора, фасады которого были тогда же украшены барельефами работы Жана Гужона. Этот же скульптор отделал в 1550 году зал Кариатид и личные комнаты короля в северо-восточном павильоне.

Для Екатерины Медичи в 1563 г. с западной стороны Лувра был построен дворец Тюильри, стоявший перпендикулярно Сене и замкнувший весь ансамбль.

Дворец просуществовал почти ровно три века и был сожжен в 1871 г. коммунарами, с благословения комиссара Парижской коммуны по культуре художника Курбэ. От этого дворца остались только два угловых квадратных павильона – Марсан и Флора – расположенные соответственно на северном и южном концах гигантского П-образного здания Лувра и выходящие к саду Тюильри, а также построенная при Наполеоне триумфальная арка Карусель, служившая парадными воротами дворца Тюильри.



(Слово «карусель» в средневековой Франции означало вид рыцарского состязания, при котором на каждой стороне сражается по нескольку рыцарей. Но иногда этим словом обозначали и просто любые конные состязания)

Появилась в восточном корпусе Галерея Аполлона, а затем и королевские апартаменты последних Валуа, окнами на Сену. Тут же были и комнаты королевы Марго, в которых в Варфоломеевскую ночь прятался ее муж, будущий Генрих IV, а этажом выше – апартаменты Карла IX, с балкона которых молодой король в эту же ночь стрелял из арбалета в пробегавших по набережной гугенотов.

Когда королём стал наконец Генрих IV, он, едва вступив в Париж, приказал форсировать работы в Лувре. Была закончена Малая Галерея, построена Большая (арх. Метезо и Серсо). А на месте нынешнего северного корпуса, расположенного вдоль ул. Риволи (из которого только в 1983 г. выселили Министерство Финансов), был тогда личный огород Генриха IV, где этот «король на все руки» выращивал сам свои любимые овощи: спаржу и чеснок...

Король мечтал осуществить полностью большой луврский проект Генриха II. Но – как сказано в уже упомянутой тут знаменитой народной французской песенке (русский текст А. Гладкова):

Однажды смерть старуха
Пришла к нему с клюкой,
Её ударил в ухо
Он рыцарской рукой.
Но смерть, полна коварства,
Его подстерегла,
И нанесла удар свой
Ножом из-за угла.
От этого удара
Кровь брызнула из жил,
И нечестивец старый
Скончался, как и жил...

Смертельно раненного короля доставили в Лувр, где он и умер 14 мая 1610 года.

На протяжении XVII века, в основном сохраняя принципы плана Пьера Леско, работали над Лувром архитекторы Мерсье, Ле Во, художники Пуссен и Романелли... К этому времени дворцовый комплекс Лувр-Тюильри достиг нынешней длины – 660 м. вдоль набережной Сены.

В начале XVII в. апартаменты Карла IX стали личными комнатами Анны Австрийской. И в том самом Малом кабинете, с балкона которого стрелял в гугенотов Карл IX, полвека спустя (согласно А. Дюма) королева принимала герцога Букингема и дала ему злосчастные подвески, за которыми д’Артаньяну потом пришлось скакать в Англию...

А выше этажом разместился – уже после смерти Ришелье и Людовика XIII – новый всесильный «министр всех дел» – кардинал Мазарини, многолетний любовник стареющей королевы Анны Австрийской и фактический регент при ее сыне, будущем «Короле-солнце». ( Мазарини велел даже соорудить секретную винтовую лестницу, которая вела из его спальни прямо в спальню королевы.

В начале самостоятельного царствования Людовика XIV 24 октября 1658 года, в зале Кариатид Мольер дал свой первый спектакль при дворе.

В 1661 году после наводнения архитектор Ле Во перестроил весь нижний этаж крыла Лувра, выходящего на набережную, разместив там зал древностей и библиотеку, а над ними – картинную галерею.



Если внимательно смотреть на разные фасады дворца, то можно обнаружить в орнаментах множество монограмм. Большая часть их прочитывается достаточно просто. Но есть и загадочные. Так латинская буква «Н», начальная в имени Анри (Henri), т. е. Генрих, и находящаяся на фасаде времен Генриха II, сплетена с двумя дугами, смотрящими в разные стороны. На самом деле это не дуги: одна из них – латинская буква «С» (Катрин Медичи), а другая – буква «D» (Диана де Пуатье). Так «последний король-рыцарь» угодил одновременно и своей молодой жене, и своей немолодой любовнице. С Дианой Генрих II сошелся по совету отца, короля Франциска I, уступившего девятнадцатилетнему сыну эту сорокалетнюю красавицу, которая таким образом фактически правила Францией не только последнее десятилетие царствования Франциска, но и еще двадцать лет в царствование Генриха II, постоянно вызывая ревность королевы Екатерины Медичи.


А монограмма Генриха Четвёртого – просто «Н» без других букв и без номера: видимо считал он, что останется если не единственным, то хоть самым главным из Генрихов в истории Франции. И не ошибся...

Далее следуют: «L.A» (Людовик XIII и Анна Австрийская) и «L B» – (Людовик Бурбон) – монограмма Людовика XIV.

---
В 1664 году первый министр этого короля и автор полной централизации страны Кольбер для завершения строительства дворца созвал комиссию по Лувру, состоявшую из архитекторов Ле Во, Ле Брена и Клода Перро.

Клод Перро, брат знаменитого сказочника Шарля Перро, создал проект главной колоннады Лувра, который был, однако, осуществлён только 140 лет спустя, поскольку Людовик XIV как раз в это время перенёс столицу в Версаль. Лувр же, переставший быть королевской резиденцией, как и Париж, переставший быть столицей, остались на полтора века за бортом истории.

Но зато осуществилась идея Генриха IV – нижний этаж всего огромного дворца стал мастерскими и жильём для художников, скульпторов, архитекторов, работавших для двора. Тут работали и жили в разное время более полусотни художников – от Дюпона (изобретателя коврово-ткацкой техники «Савонери») и до Давида, с одинаковым усердием писавшего портреты королей, якобинских вождей и Наполеона...



Однако, некоторые работы по завершению ансамбля Лувра всё же продолжались и в царствование Людовика XV. Было оборудовано помещение для Королевской библиотеки, а в Большой галерее (уже при Людовике XVI) был открыт общедоступный музей.

125 лет Лувр не был королевской резиденцией. В разных помещениях дворца располагались Французская Академия, Академия Наук, Академия Художеств...

В годы якобинской диктатуры Конвент увеличил во много раз население Лувра, вселив во дворец множество бродяг и люмпенов с парижских окраин и выгнав из него многихх неугодных режиму художников. Так выполнялся знаменитый лозунг «Мир хижинам, война дворцам». Война, объявленная Лувру, превратила дворец в сотни коммуналок, в которых селился всякий, кому не лень. Естественно, что те дворцовые ценности, которые не уплыли во время за границу и не успели реквизировать якобинские комиссары, были мгновенно разворованы.

На два-три года дворец королей, стал главным центром парижского уголовного мира, успешно конкурируя с известным «Двором чудес»...

При Наполеоне это население Лувра было моментально разогнано, а множество шедевров мирового искусства, награбленных императором во всех странах Европы, а также в Египте, были выставлены в бывших апартаментах королевы-матери. Таким образом, музейстал занимать более половины всех дворцовых помещений.

В 1807 году была закончена начатая ещё при Людовике XIV Колоннада Перро, правда строгий классицизм архитектора был «обогащён» множеством декоративных деталей, что и превратило классический фасад в ампирный.

Но уже в 1815 г., после падения Наполеона, скульптуры на фронтоне над колоннадой были срочно заменены. Вместо Минервы, коронующей Императора, в центре появился барельеф Людовика XIV, при котором строительство колоннады было начато.

Впрочем, такие перемены в целях осуществления того, что Ленин позднее назвал «монументальной пропагандой», никого не удивляли. Ни когда на фронтоне появился Наполеон III, ни когда его сменил (уже при Третьей Республике) Гений Искусств...

Ещё во время реставрации Бурбонов (в 1817 – 1830 годах) были расширены Египетские и созданы Античные залы.Но особенно много музейных помещений было открыто для широкой публики в царствование Луи-Филиппа.

Но свой почти нынешний вид музей обрел наконец в 60-х годах прошлого века при Наполеоне III

В дни Парижской Коммуны Лувр был подожжен по распоряжению руководителей Коммуны, как «феодально-буржуазное здание». Выгорели все корпуса дворца, выходившие на ул. Риволи, а 24 мая 1871 г. сгорел и дворец Тюильри со всем его содержимым. Коммунары загнали во двор пять огромных фур, наполненных бочками с жидким битумом и нефтью, и одну фуру пороха. Дворец был уничтожен вместе со всеми находившимися в нём произведениями искусства лишь за то, что был основной резиденцией Наполеона Ш.

«Разрушение дворца Тюильри было таким грубым варварством – что даже пьяного вандала могло бы вогнать в краску» – писал в те дни Виктор Гюго.

А если бы не отвага и находчивостьглавного хранителя коллекций Лувра Барбэ де Жуи и его ассистента, историка искусств Эрона де Вильфосса, то могло бы погибнуть вообще содержимое всего Лувра, этого уже в те годы одного из величайших музеев мира. Генерал Коммуны Бержере (бывший печатник), полковник Бено (бывший мясник) и сержант Буден с командой стали рубить саблями картины, переходя методично из зала в зал.

Несколько часов, до прибытия из Версаля 26-го батальона под командой лейтенанта Сигюра, Жуи и Вильфосс с несколькими смотрителями залов отстреливались из музейных пищалей, мушкетов, ружей и пистолетов от коммунаров, кричавших, что если каждый не может иметь дома Рембрандта или Пуссена, то по справедливости их необходимо уничтожить, и что все произведения буржуазного искусства вот-вот будут заменены пролетарскими...

В 1882 году руины дворца Тюильри были разобраны. Тогда же, в 80-х годах прошлого века, сожженные залы Лувра, выходящие на Риволи, были не то чтобы восстановлены, а кое-как отремонтированы, и в помещениях, лишенных прежней отделки, разместились министерства колоний и финансов. Министерства эти удалось выгнать отсюда только через сто лет – в 1983 году.

А десятилетие спустя, в 1993, – тут в «крыле Ришелье» разместились, впервые полностью вынутые из запасников, коллекции отделов Египта, древнего Востока, Греции, Рима, ранее очень стеснённые, поскольку помещений в музее всегда не хватало: даже по устаревшим сегодня описям 1933 года в Лувре насчитывается 173 тысячи экспонатов. Коллекция же отдела Древнего Востока (Ассирия, Вавилон, древняя Персия и т.д. считается самой значительной в мире).



Центральный подземный вестибюль под стеклянной пирамидой, построенный и открытый в 1989 г., даёт возможность прямого прохода в любое крыло музея.

Напротив колоннады Лувра (колоннада Перро) находится церковь, построенная в XV в. Называется она Сен-Жермен- ль’Оксеруа. Церковь эта в силу своего расположения традиционно была королевским приходом. Тут слушали мессу обитатели Лувра. Эта церковь – выдающийся памятник поздней или пламенной готики.

Церковь Сен-Жермен-ль’Оксеруа (St.-Germain-l'Auxerrois)

На протяжении всей своей пятисотлетней истории готическая архитектура все более усложнялась по силуэту, утончалась; количество вертикальных линий всё увеличивалось; наконец к середине 15 столетия постройки превратились в настоящее каменное кружево. Строители преодолели вес камня, заставив стрельчатость шпилей и арок устремляться в небо, как бы унося с собой взгляды и души…

Вместе с тем конструктивно, да и в плане, здания пламенной готики значительно проще своих предшественников – сооружений великого века готики, когда были созданы такие гиганты как Нотр-Дам, Шартрский собор или собор в г. Бовэ.

Создатели пламенной готики не гнались за высотой, меньше у них и горизонтальных линий. Больше они заботились о том, насколько скульптурен силуэт постройки, и как на фасады падает свет. Более всего влекла их изощрённость силуэта и деталей.

Пламенная готика – порождение XV столетия. Это архитектура небывалого до тех пор богатства линий, обилия деталей, совершенства форм. (Самые, видимо, совершенные образцы этой фантастической архитектуры – Руанский и Миланский соборы.)



А в облике фасада Сен-Жермен-ль’Оксеруа уже видны робкие проявления ренессанса – треугольный фронтон, стоящий на двух пилястрах, что в чистой традиции готического искусства – немыслимо.

_____

История этой церкви восходит к меровингской эпохе. От романского стиля, однако, осталась одна башня XII века. В XIII столетии был перестроен главный вход, оформленный уже в типично готическом стиле. А в XV – вся церковь была перестроена и приняла практически тот облик, который мы видим сегодня.



24 августа 1572 года колокола этой церкви подали сигнал к началу резни – это была Варфоломеевская ночь.

В этой церкви похоронена большая часть художников и скульпторов, живших в Лувре в течение XVI – XVIII вв.: архитекторы Ле Во, Габриель, Суффло; скульпторы Дежарден, Куйсево, Кусту, Вассо; живописцы Депорт, Буше, Ван Лоо, Шарден; поэт Малерб.

В 1793 году церковь Сен-Жермен-д’Оксеруа превратилась в склад фуража, а затем была сильно повреждена и разграблена.

Только в 1838 году началась реставрация, длившаяся лет пятнадцать. Работами руководил крупнейший архитектор Х1Х века Бальтар.

Tags: Париж
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments