?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПРЕДЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ (Анри Волохонский)
О поэте Анри Волохонском в СССР не знал никто, кроме его друзей.

Стихи его казались непонятными. И дело тут было в непривычном типе мышления, исключительно рационалистическом и при этом ассоциативном.

Кто-то свяжет между собой две его метафоры одним образом, а кто-то совсем иначе. Одинаковость понимания тут исключена почти полностью. Каждый читатель в значительной степени сам творит и некоторые образы, и даже саму мысль стихотворения.

Вселенная – передняя в трактир.
Оставьте мысли место за вином,
Она придет, красивая бедром,
Она как мышь из нор идет на пир,
Сама – ядро и канонир,
Снаряд и порох и прислуга...

Мысль самоцельна? Значит и самодостаточна... Каждая картинка сама по себе зрима. Но осмыслить их сочетания каждый должен сам для себя. Или другой пример – когда тип связей между образами взят один единственный: в данном примере только звуковой:

О, если бы око мне!
О, ко мне.
Ком неги нежданной
Тебе дней на дне
Дано мало, а надо много.

Само противоречие между смыслами строк при звуковом тождестве удив¬ляет непримиримостью хотя бы слов "дано" и "надо", состоящих из одних и тех же звуков. А мысль – так ещё с гомеровых времен эта мысль в поэзии бытует: "Рок никогда не дает времени нам, до которого в радостях жадны". Это из Одиссеи. Только выражено иначе. Но ведь порой новизна поэта в том и есть, что старые мысли он по новому передаёт... А сам прием ограничения своих приемов доводится Волохонским до крайности: он практически всегда пользуется в одном стихотворении одним приемом из множества возможных.

Отсюда – закономерность иронических интонаций: "Я пишу о мире... Я ничего о нем не знаю. Поэтому иронизирую над попыткой написать о мире, о котором не знаю. Пользуюсь одним единственным приёмом. Значит моя ирония над приблизительностью моего отражения мира должна быть острее, чем ирония тех, кто использует десяток приемов разом..."

С этой точки зрения, реализм, стоящий на противоположной стороне поэтической "улицы", – крайняя противоположность абстракционизму. Ведь реализм пользуется всеми возможными приемами. Реализм претендует на полноту отражения мира. Пытается объять необъятное.

Итак – на одной стороне абстракционизм с его единственным за один раз приемом, а на другой – реализм с его многословием – в пределе отсутствие отбора вообще.

В предельной ситуации, в карикатуре – абстракционизм стремится к белому квадрату на белом фоне, а реализм – к бесконечности мельчайших деталей. Ближе к одном концу – Волохонский, Хлебников... К другому – Коржавин, Твардовский... В предельных случаях искусство исчезает совсем...

Иногда Волохонский перемещается от своего «края» ближе к центру «центру», оставаясь собой в сюрреалистических почти сюжетных стихах.

Глядело солнце в чёрный запад. Русь,
Где правил голод угольные крылья,
И где молитвы плакали, как ртуть,
И где для казни сами ямы рыли...

Это строки из стихотворения о протопопе Аввакуме. Тут уже иные законы изображения а, значит, и восприятия: Связи между образами одинаково понимаются большей частью читателей:

И воздух взвыл, и взвился как костер,
И Аввакум сверкал, согнувшись вдвое,
И небосвод опять над ним простер
Лицо свое и тело неживое.

Тут множество перенесений, тут природа обретает черты человека, а человек остается вроде бы вне описания. Возникает чисто сюрреалистический ход: не человека, а природу, страну сжигают на костре.

И в заключение помещаю полностью одно из моих любимых стихотворений Волохонского.

ДЕВЯТЫЙ РЕНЕССАНС

Отец любви земле Эллада
Без меры тварей подарил
За каждым деревом Дриада
Под каждым дубом Гамадрил

А дни и ночи там иные
Чем в нашей нынешней нужде:
Там луны - Рыбы неземные
Среди созвездий и дождей

И вторя им Дельфин Эгейский
По морю гонит синий сонм
Там по лесам Павлин Индейский
Гуляет ярким колесом

В потоках древние Драконы
Чеша о кремень чешую
Твердят Ликурговы законы
И комментарии жуют

И мать Моржа с лицом Сирены
Нагую грудь в волне держа
Смеясь виднеется из пены
Златые бедра обнажа

Все в этом крае с Рыбой схоже:
Страна глядит из-под глубин
Как Рыбы мрамор белой кожей
Из-под разбитых коломбин

Comments

( 12 комментариев — Оставить комментарий )
(Анонимно)
16 июн, 2010 14:47 (UTC)
все эти игры с "белым на белом" и "pale"
A Whiter Shade of Pale
какие-то завуалированные палиндромы, которые, впрочем, сам автор не свяжет, поскольку не помнит откуда взялись
tarzanissimo
16 сент, 2010 08:10 (UTC)
Ваша болтовня более бессмысенна. Анониов посфылаю в задницу шкакла!
Вам этого мало?
scholar_vit
16 июн, 2010 19:52 (UTC)
Спасибо
tarzanissimo
18 июн, 2010 10:11 (UTC)
Вам спасибо за человеческое слово. Все предыдущие кроммменты, похоже, писали роботы с повреждёнными программами, но не потерявшие желвния выглядеть поуменене мамих себя
post__coitum
24 июн, 2010 20:25 (UTC)
оффтоп
Я не робот. Люблю Волохонского, но сейчас я — о длинном бульваре ростовских акаций.
Василий Павлович, а Вы не хотите издать книгу (книжечку) стихов ли, переводов, прозы в Ростове?
Сейчас здесь выходит серия вот таких вот книг. Это серия Союза российских писателей, куда приглашают и гостей, Строчкова вот недавно издали.
Книжечка маленькая (1200-1600 строк) и безгонорарная, но...
Я был бы рад книгу Вашу видеть здесь, и не я один.
Если Вы не против, я дам Ваши координаты куратору серии, она с Вами свяжется.
tarzanissimo
3 июл, 2010 17:12 (UTC)
Re: оффтоп
Большое спасибо! Буду рад. Не отвечал, потому что нас не было только что вернулись из Бретани. И через три недели мы опять уезжаем - на месяц.

А Вы из Ростова? Я-то с Ростовом был постоянно связан, каждое лето там бывал, там и родился.
post__coitum
3 июл, 2010 18:51 (UTC)
Re: оффтоп
Я живу на хуторе Весёлом, в 100 километрах от Ростова, почти безвылазно.
Но, сами понимаете, литературная среда на хуторе невелика, раз -- и обчёлся, так что: Да, из Ростова я.
tarzanissimo
4 июл, 2010 10:05 (UTC)
Re: офф

Ну а я родился в Роствое§ бывал там чуть не каждый го , (естественно до эмиграции до 73 года и потом с 1990)д по паре недель,
Ккроме того год преподавал в школе в Ср. Егорлыке, три года в близких станицах и два года был художественным руководителем Дома культуры в Аксае. ( всё это с 1950 до весны 1956 года, когдва вернулся в Питер. У мнея и сейчас родственников в Ростове немало. А вот недавно там умери мой стариннейший друг Даниил Долинский. ( впрочем всё подробно в моих мемуарах есть об этом периоде ( глава "Сёлами, станицами")
post__coitum
4 июл, 2010 16:23 (UTC)
Re: офф
Так случилось, что я был последним, кого Даниил Маркович принимал в союз писателей (заманивал меня туда еще при Советах и вот добился-таки своего).
Расспрашивал меня тогда о Вас, узнав, что я Ваш ЖЖ читаю, но разговор не удался: он очень плохо слышал, сопровождающие (без них он не мог) быстро увезли его… Больше мы не виделись.
tarzanissimo
5 июл, 2010 11:56 (UTC)
Re: офф
Спасибо... Я с ним был знаком и дружил с 1950 года. И в Литинститут вместн поступали в 1953 г... ( Я тогда за него и за Юру Казакова сдавал экзамен по немецкому. с переклеенными фотками...А последний раз я с ним по телефону говорил более года тому. видимо за полгода до его смерит....
status_constr
5 июл, 2010 16:17 (UTC)
"О поэте Анри Волохонском в СССР не знал никто, кроме его друзей. "

Первая фраза совершенно не соответствует истине.

Анри Волохонский был отлично известен всем любителям поэзии, слушавшим "вражьи голоса" (а среди любителей поэзии слушавшие "голоса" составляли абсолютное большинство). Лучшие его строки ловились "по коротким волнам" сквозь глушилки, тут же записывались, перепечатывались - увы, зачастую с ошибками.

В общем, он, безусловно,поэт, чье имя давным-давно на слуху публики. В отличие от сотен других авторов, менее ярких.

Остальная часть поста - небезынтересные, хотя и не шибко глубокие наблюдения.

Keep trying :)
( 12 комментариев — Оставить комментарий )